Малый ульевой жук – паразит пчелиного гнезда, который наделал много шума в мире, после того как в 90-х годах прошлого века вышел за пределы обитания своего ареала (Центральная и Южная Африка) и начал более-менее успешно распространятся по миру. Сейчас его можно встретить в США, Австралии, Бразилии, Филиппинах. Наведывается он и в страны Европы, например, в Италию, Испанию, Францию. В Украине он пока не замечен. Каждое обнаружение жука - повод для объявления чрезвычайного положения. В этих районах вводятся карантинные зоны, пасечники информируются о методах борьбы и профилактики. Благодаря этим жестким мерам, массового распространения жук пока не получил.
Ульевой жук откладывает яйца на соты. Появившиеся личинки поедают пергу, мед, пчелиный расплод, разрушают целостность сота, прогрызая в них отверстия. То есть, по последствиям разрушений схож с восковой молью. Важно отметить, что у себя на родине жук не считается каким-то особо страшным паразитом, который сильно докучает пчелам. Примерно как наши уховертки или муравьи. И только попав в страны с европейскими расами пчел, проявляет свои паразитические таланты с особой силой. А все потому, что наши пчелы, не имея с пришельцем общей эволюционной истории, не умеют эффективно «загонять паразита под лавку».
Исследовательская группа, изучающая социальных насекомых в Университете Претории в Южной Африке, задалась целью разобраться, каким образом африканские пчелы научились сосуществовать с жуком, не получая от него значительного ущерба.
Оказалось, что африканские пчелы более последовательны и настойчивы в контроле над жуком. Они эффективно отгоняют жуков от сот, путем активного прессинга ограничивают их в перемещении, изолируя в щелях и трещинах улья. Мало того, вокруг этой «резервации» пчелы стоят «тюремную стену» из воска и прополиса и на этом рубеже держат оборону, отгоняя жука физическим образом. Лишь малому количеству самок удается прорвать этот редут и дать потомство.
Исследователи обратили внимание, что, несмотря на то, что жуки изолированы от пищи, они долгое время сохраняют активность, а дела с выделение продуктов жизнедеятельности у них обстоят более чем хорошо. Как такое возможно?
Оказалось, что в процессе того, что жуки стремятся добраться до сот, пчелы пытаются схватить и укусить жуков своими жвалами. Во время этих баталий усики и части рта жука соприкасаются с усиками и другими частями головы пчелы. Во время этих контактов жуки научились пускать в ход еще свои передние лапы, которыми они дотрагиваются до челюстей пчел. Эти соприкосновения очень похожи на то, как пчелы ведут себя друг с другом при обмене кормом, так называемом трофаллаксисе (обмен пищей и выделениями желёз между членами сообщества у социальных видов животных через кормление изо рта в рот). Эта схожесть приводит к тому, что сбитые с толку пчелы, невольно делятся с паразитом едой! Обмен пищей играет важную роль в процессах коммуникации и обмена информацией в пчелосемье. А хитрому жуку удалось подключиться к этой фундаментальной системе связи!
«Мы исследовали, чем пчелы кормили жуков, и оказалось, что это часто маточное молочко. Корм исключительной пищевой ценности. Неудивительно, что находясь фактически в плену, жуки пребывали в столь прекрасной форме» - рассказал профессор зоологии и энтомологии, Университета Претории Чаманти Лэйнг.
Мимикрия широко распространена среди насекомых. Например, бражник мёртвая голова, пахнет как пчела, что позволяет ему проникать в ульи и питаться нектаром и пыльцой. Но чтобы насекомые научились имитировать трофаллаксис? - это обнаружилось впервые!
«Еще мы обратили внимание, что самки жуков более умело и успешно выманивают у пчел богатые белком выделения. «Женщины» имеют более высокие потребности в питании, поэтому и вынуждены быть более предприимчивыми» - добавил Чаманти Лэйнг. Лично меня, последнее наблюдение профессора ничуть не удивило…