Принято считать, что у пчелиной семьи существует совершенная защита от высокой температуры окружающей среды. Даже если температура «за бортом» превышает +38-40°С, это особо не вредит: пчелы покидают гнездо выкучиваясь под прилетной доской, они активно вентилируют жилище, увлажняют его и тем самым понижают температуру. Бывает, конечно, когда нерадивый пчеловод, оставив улей под палящим солнцем где ни будь в степях херсонщины жалуется на потери, но это исключение. Однако, если мы не видим, как после летнего зноя пчелы выбрасывают сварившихся куколок и из улья мед не вытекает мед из расплавившихся рамок, то это не означает, что обошлось без потерь. Их можно ожидать с неожиданной стороны.
Июнь прошлого года в Западной Канаде был характерен тем, что в течение нескольких дней температура поднималась выше 42°C, при этом в Литтоне (Британская Колумбия), было зарегистрировано 49,6°C - самая высокая температура, когда-либо зарегистрированная в Канаде. В провинции было объявлено чрезвычайное положение которое продлилось 56 дней. От жары страдали люди (умирали больше обычного), леса от пожаров, также досталось пчелам. Пасечники заявляли о гибели пчелиных маток и ослаблении слабых семей вплоть до их гибели.
Известный канадский пчеловод и исследователь пчел Эмили Хакстер заявил, что наблюдал в это время массовый падеж трутней на своей пасеке. От стресса вызванным жарой они падали на землю и крышки улья, у них происходила эякуляция и они погибали. Ученый привел данные полученные раннее в результате своих исследований, согласно которым через шесть часов при температуре +42°С погибает 50% трутней. По другим данным до 77% самцов умирают от воздействия этой же температуры за четыре часа. То есть аномально высокие температуры, прежде всего, бьют по самцам пчелиных семей. Кроме того, выяснилось, что через 2 часа при температуре 42°С погибает около трети сперматозоидов в эякуляте трутней. При большего экспозиции времени, степень стерилизации самцов возрастала.
Это означает, что после аномальной жары у молодых маток вышедших на облет будет меньше возможностей для качественного спаривания. Ведь количество трутней и их качество будет существенно снижено. Именно в этом Хакстер видит главные негативные последствия аномальной жары. Но не только…
Известно, что матки спариваются и хранят сперму в своем тельце на протяжении всей своей жизни (до 5 лет). Установлено, что у королев, которые подвергались воздействию температуры выше 38°C в течение двух часов, часть сперматозоидов теряли жизнеспособность. Именно этим может объясняться ситуация, когда в следствии сильного летнего зноя матка вдруг из разряда «хорошая» неожиданно переходит в категорию «посредственная».
Информация о потери репродуктивности трутней в погодных аномалий практически касается не всех пчеловодов, особенно канадских. Ведь известно, что местные пчеловоды предпочитают не выводить маток, не заниматься селекцией, а покупать этот живой товар. 250 тысяч молодых маток прибывают в страну из разных точек планеты ежегодно. В основном из Калифорнии и Гавайев. Еще из Чили, Австралии и Новой Зеландии. Импортируют маток также из Европы, в том числе и из Украины. По утверждению Хакстера, матки представительницы южных пород лучше переносят жару лучше и потери среди них меньше, чем среди европейских пород.
Пчелы, как особо полезные для человечества особи, находятся в большей безопасности по сравнению с «дикими» насекомыми. Человек весьма изобретателей по части сведения к минимуму потерь, особенно если осведомлен об опасности и методах борьбы с ними. Энтомологи установили, что сильная жара существенно влияет на плодовитости различных жуков, мух, мотыльков, ос и других насекомых, в том числе и полезных, которые участвуют в опылении растений. Например, шмелей. Ученые прогнозируют массовое сокращение этих насекомых по мере того, как частота периодов с рекордной температурой будет сохранена или расти. Уже установлено, что у мучного жука Tribolium castaneum сыновья отцов, подвергавшихся тепловому стрессу, имеют пониженную фертильность, несмотря на то, что сами никогда не испытывали жару. Все идет к тому, что часть насекомых покинет привычный для них ареал обитания, а последствия таких изменений для экологии вообще и человека в частности, пока не ясны.